ВЗЛЕТ ВОЗДУШНОГО ХУЛИГАНА
30.01.2024
Родился Валерий Чкалов 2 февраля 1904 года в Василевой
Слободе Нижегородской губернии в многодетной семье мастера-котельщика. Мало кто
знает, но записан он был в метрической книге под именем Валериан. Отец звал его
Аверьяном, друзья, сестры и мачеха – просто Волькой. Валерием, похоже, стали
называть уже в лётной школе.
В августе
1921 года Валерий Павлович стал учеником Егорьевской авиационной теоретической
школы. Как вспоминали его сокурсники, учился Чкалов с удовольствием, ниже 10
баллов (из возможных 12-ти) не получал. А еще он занимался гимнастикой, играл в
футбол, много читал и участвовал в драмкружке.
В 1924 году Валерий Чкалов был направлен служить в Ленинградскую авиаэскадрилью
им. Нестерова, базировавшуюся на Комендантском аэродроме. Уже через неделю он
оказался на гауптвахте за то, что стал выполнять фигуры высшего пилотажа на
стареньком и не приспособленным для этого самолете.
8 ноября 1927, всего через три года
после окончания летной школы, Чкалов демонстрировал достижения Советской
авиации в Москве, перед членам правительства. Кроме всего прочего он показал 15
фигур высшего пилотажа собственного изобретения, в том числе восходящий штопор
и полет вверх колесами.
С 1930 года
Валерий работал летчиком-испытателем.
С 20-22 июля
1936 года Чкалов совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил первый
беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке.
За выполнение этого полета был удостоен звания Героя Советского Союза. 18-20
июня 1937 года с тем же экипажем совершил беспосадочный перелет из Москвы в США
через Северный полюс. Это был мировой рекорд беспосадочного полета на расстояние
более 12000 км. Сев в Ванкувере на военном аэродроме. Штурман Беляков сделал в
бортовом журнале последнюю запись: “20 июня 1937 года. Всего пробыли в воздухе
63 часа 16 мин. Израсходовано горючего 5658 килограммов, остаток горючего 77
килограммов. Средняя скорость полета – 200 километров в час”…
В июне 1937
года Чкалов, Байдуков и Беляков совершают трансарктический перелёт. Восхитив
своим героизмом и мужеством весь мир, они пронеслись над ледяной крышей мира,
покрыв за 63 часа 25 минут расстояние свыше десяти тысяч километров… Самолёт
АНТ-25 благополучно приземлился на военном аэродроме Ванкувера.
Когда 14 июля 1937 года трое
советских летчиков поднялись на борт парохода “Нормандия”, следующего из
Америки в Европу, оказалось, что с ними вместе плывет сама Марлен Дитрих.
Казалось бы, посреди океана белые розы не растут, но Валерий Чкалов каким-то
чудом раздобыл прекрасный свежий букет…
Цветы лежали у дверей каюты
божественной Марлен Дитрих. К букету была приложена записка, написанная на
чудовищном английском. Впрочем, подпись “Валерий Чкалов” искупала многое!
Дитрих несколько раз видела фото Чкалова в газетах: не слишком высок, лицо
грубое, некрасивое, но исполненное какой-то притягательной силы - первобытной и
дикой. О нем и о двух его товарищах уже почти месяц кричала вся американская
пресса: “Первый в мире перелет через Северный полюс!”, “Из России в Америку за
63 часа!”, “Небо над Ледовитым океаном покорено!”, “Трое русских совершили
невозможное!”, “Люди научились летать лучше птиц!” и так далее.
Дитрих чиркнула пару строк в ответ:
мол, она очень благодарна мистеру Чкалову. А тот в свою очередь не замедлил
явиться, чтобы поблагодарить за ответ. В жизни он оказался еще более колоритным
мужчиной, чем на фотографиях: огромные ручищи, нос как орлиный клюв, резкие
глубокие морщины от ноздрей к губам. А главное – глаза. Как это ни странно, но
в них тоже было что-то орлиное. Они вовсе не были круглыми, но зрачки двигались
каким-то особым, птичьим образом. И в этих глазах плескалось море любопытства,
живости, лукавства…
Все пять дней, пока пароход не
причалил к пристани английского города Саутгемптона, Дитрих и Чкалов отчаянно
флиртовали. Далее маршрут советских летчиков и американской кинозвезды тоже
совпадал: через Гавр поездом в Париж. Да только Дитрих сразу заперлась в своем
купе и велела ни в коем случае не пускать к себе “этого русского”. Даже
упоминаний о Валерии Чкалове Марлен с тех пор не выносила. Она была оскорблена:
все внимание встречающих пароход “Нормандия” 19 июля 1937 года было отдано
Чкалову и его товарищам. Это их осаждали газетчики, снимали фотографы и носили
на руках поклонники, а о ней, божественной Марлен, во всей Англии, равно как и
во Франции, никто даже не вспомнил!
В
конце 1938 год Чкалов собирался испытать новый истребитель И-180. Подготовка
проходила в условиях крайней спешки — тестировку летательного аппарата
собирались закрыть до Нового года. При этом на момент испытаний в машине было
выявлено порядка 190 дефектов, и о том, чтобы тестировать его в воздухе не
могло быть и речи. И все же, несмотря на эти дефекты и отговоры конструкторов,
15 декабря Чкалов решил провести летные испытания — в итоге при заходе на
посадку двигатель машины заглох. До аэродрома Чкалов дотянул, но не разглядел
на входе завьюженный столб и врезался в него. Через два часа он скончался в
больнице.
Еще
больше информации о легендарном летчике
– испытателе можно узнать из документальных фильмов и книг, перейдя по ссылкам.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.01.2024
Дата обновления: 30.01.2024
Дата публикации: 30.01.2024