Дорога длинная к Неве – Полжизни прямо и обратно...

24.01.2025

Долгие 872 дня длилась блокада Ленинграда!

С первых дней войны Гитлер решил уничтожить город и его население.

Выполнение этой задачи гитлеровское командование возложило на мощную группу армий «Север». Она имела численное превосходство над войсками Северо-западного фронта, прикрывавшего Ленинград.  Несмотря на превосходство немецкой армии солдатам, оборонявшим город удалось сдерживать наступление врага целый месяц.

Вечером 8 сентября. Накануне штурма Ленинграда, гитлеровцы подвергли город варварскому артиллерийскому обстрелу и бомбардировки с воздуха. На жилые кварталы и промышленные объекты было сброшено более 8 тысяч зажигательных бомб, тысячи артиллерийских снарядов. За сентябрь месяц гитлеровская артиллерия обрушили на улицы и площади города более 5300, в октябре -7590, в ноябре - 11230 снарядов. Бывали дни, когда фашисты вели артиллерийский обстрел и бомбардировки по 18 и более часов.

Уже 30 августа 1941 года враг захватил станцию Мга и лишил город железнодорожной связи со страной. В середине сентября начал действовать «воздушный мост», а несколькими днями раньше на Ленинградский берег стали прибывать небольшие озерные суда с мукой.

Расход продовольствия не покрывался этими перевозками. Запасы продуктов катастрофически уменьшались. Единственный выход был – снижать норму выдачи хлеба. С 12 сентября по 20 ноября 1941 года хлебный паек ленинградцев сокращался четыре раза. 27 ноября была установлена минимальная норма хлеба: рабочим – 250 граммов хлеба в день и 125 – служащим, детям и иждивенцам. При этом изменилось и качество хлеба. Ржаная мука в хлебе составляла лишь 50 процентов, а остальное – жмых, солодовая, ячменная и овсяная мука, а затем и пищевая целлюлоза.

Военный совет ленинградского фронта, городской и областной комитеты партии принимали экстренные меры для спасения жителей города. По заданию горкома партии несколько сотен человек (коммунистов) тщательно обследовали все места, где хранились в мирное время продукты. На пивоваренных заводах вскрыли полы и собрали 110 тыс. тонн солода. На мельницах со стен и потолков собрали мучную пыль. ЕЕ обработали и использовали в хлебопечении. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука или сахар. Остатки продуктов находили на складах, в железнодорожных вагонах, в овощехранилищах. Всего таким образом нашли и использовали в пищу 18 000 тон продуктов. Это было весомое подспорье в трудные декабрьские дни. Из хвои было налажено производство витамина С, эффективного противоцинготного средства. 

Ученые Лесотехнической академии под руководством профессора В.И.Шаркова в короткий срок разработали технологию промышленного получения белковых дрожжей из целлюлозы. 1-я кондитерская фабрика начала ежедневный выпуск до 20 тысяч блюд из белковых дрожжей. Исполком Ленсовета разрешил разобрать на дрова часть деревянных сооружений и заданий, был налажен массовый выпуск железных печей- времянок для обогрева квартир.

В ноябре в Ленинграде сложилась крайне тяжелое положение с продовольствием и для населения, и для фронта. На момент начала войны, в городе проживало чуть менее 3-х миллионов человек, по состоянию на 8 сентября 1941 года еще приблизительно 1 миллион беженцев и около 700 тыс.  военнослужащих.

 Эшелоны с продовольствием, вооружение и боеприпасами, со всей страны шли к Ленинграду, но доставка в сам город становилась все более трудной.

Голод усугублялся и другими невзгодами. Наступила очень морозная зима. Температура воздуха нередко опускалась ниже 30 градусов. На зиму ленинградцы остались без дров, без электричества. Замёрз водопровод, перестала действовать канализация.

Главной заботой в это время становится строительство ледовой дороги через Ладожское озеро. Доставка грузов по Ладожскому озеру потребовала провести огромный объем работы – строительство подземных путей, оборудование портов и причалов, углубление фарватеров гаваней. Блокада Ленинграда порвала и линии телефонной и телеграфной связи города со страной. Это крайне затруднило руководство его обороной со стороны ставки Верховного главнокомандования.

Военные и гражданские связисты нашли выход и в чрезвычайно короткий срок они провели обходную линию подводной связи Москва – Ленинград по дну Ладожского озера.

 22 ноября по тонкому, еще не окрепшему льду пошла первая автоколонна.Хочу такой сайт

23 ноября из деревни Кобоны на ленинградский берег прибыла первая колонна автомашин, доставившая 70 тонн муки. Подвоз продовольствия медленно, но неуклонно нарастал. 25 декабря в Ленинграде повысили нормы выдачи хлеба. Рабочие стали получать по 350 граммов хлеба в сутки, все остальные по 200.

С 27 декабря 1941 было принято решение об организации городского и районных стационаров. Они создавались и на всех крупных предприятиях. В стационары помещались наиболее ослабевшие ленинградцы. Что помогло сохранить жизнь десяткам тысяч трудящимся.

      Защита Ленинграда требовала огромного количества оружия, боеприпасов, снаряжения. К концу августа из Ленинграда были эвакуированы 92 крупных промышленных предприятия. С ними в тыл страны выехала и наиболее квалифицированная часть рабочих, инженеров и техников. Десятки тысяч производственников ушло в армию.

     На помощь пришли героические женщины Ленинграда. Они стали кузнецами, молотобойцами, научились собирать пулеметы, варить сталь, снаряжать патроны и бомбы.

Фашисты ежедневно бомбили город, обстреливали из тяжелых дальнобойных орудий. Снаряды нередко рвались в цехах, рабочие погибали прямо у станков. Порой руки примерзали к металлу, ослабевшие от голода люди иногда, не могли стоять возле станков, их привязывали.

Зимой и весной 1942 года советские войска вновь предприняли попытку прорвать блокаду, но она не принесла результата. С весны 1942 года Государственный комитет обороны обязал командование Балфлота организовать перевозки для осажденного Ленинграда, а также эвакуацию предприятий и населения. На Ладожском озере было построено 7 пирсов и сосредоточено около сотни самоходных и несамоходных судов. Летом по дну озера проложили 35- километровый трубопровод для подачи в Ленинград жидкого топлива и кабель, по которому пошел ток Волховской ГЭС.

 В полной мере навигация развернулась с 25 мая и продолжалась до 30 ноября. Затем опять началось движение по Дороге жизни.

 Для разрушения Ленинграда в 1943 году гитлеровцы сосредоточили на подступах к городу крупные силы тяжелой дальнобойной артиллерии (210-420 - мм калибра).

Водно- ледовая коммуникация Ладожского озера, названная «дорогой жизни» в течении 1941-1943 годов помогла осажденному Ленинграду выстоять и победить врага.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.01.2025

Дата обновления: 24.01.2025

Дата публикации: 24.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».