Сказочник Владимир Одоевский

11.08.2024


Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель, сказочник, музыкант и общественный деятель – родился 31 июля (12 августа по новому стилю) 1803 года в Москве. Его имя ассоциируется в первую очередь со сказками «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», но это лишь малая часть его творчества.


Одоевский был многогранной личностью. Он не только создавал сказки, но и занимался литературой, музыкой, общественной деятельностью, служил честным чиновником и был блестяще образованным мыслителем. Он стремился к торжеству науки и интересовался оккультными знаниями.


Владимир Фёдорович был слабым и болезненным ребёнком. Чтобы его выходить, его заворачивали в тёплые шкуры освежеванных баранов. На всю жизнь он остался тонким и хрупким, а его персонажи верили в иные миры и видели сильфид.

      Отцом Владимира Фёдоровича был князь Фёдор Сергеевич, который служил директором Московского отделения Государственного банка. Его жена, Екатерина Алексеевна Филиппова, была красавицей, говорившей по-французски, игравшей на фортепьяно и интересовавшейся словесностью. Однако она не была ровней своему родовитому мужу. Её мать, Авдотья Петровна, имела только дом на Пречистенке, несколько человек дворни и небольшой капитал.

     Отец Владимира Одоевского умер, когда мальчику было четыре года. Воспитание ребёнка взял на себя дед, полковник Сергей Иванович Одоевский. Вскоре и он покинул этот мир, оставив внуку в наследство имение в Костромской губернии и 400 крепостных.

     Опекуншей имений юного князя и его дядей по материнской линии стала знакомая бабушки, генеральша Аграфена Глазова. Она так распорядилась доверенным ей имуществом, что дядья долгое время судились с ней, а Владимир Одоевский, выйдя из пансиона, оказался ей должен и не мог расплатиться с долгами.

       Во время войны 1812 года пречистенский дом Филипповых сгорел. Мать с Владимиром какое-то время жили в имении Дроково в Рязанской губернии, которое Екатерина Алексеевна позже прибрала к рукам. Пока сын учился в пансионе, она снова вышла замуж за отставного подпоручика Павла Сеченова, потеряв княжеский титул. Этот человек был неприятен пасынку и доставлял ему много хлопот. После уплаты отцовских долгов и раздела с матерью у Владимира не осталось ничего, кроме полуразрушенного имения деда в далёкой Костромской губернии.

     В 1816 году Владимир Одоевский поступил в Московский университетский благородный пансион. В то время он увлекался философией, литературой, психологией и музыкой. Он обладал выдающимися музыкальными способностями и мастерски играл на фортепиано. Особенно примечательно, что в 1810-х годах, когда это было необычно для его круга общения, он полюбил музыку Баха.

     В 1822 году Одоевский окончил пансион и присоединился к кружку поэта Семёна Раича, учителя Фёдора Тютчева и Михаила Лермонтова. В этом кружке они читали и обсуждали сочинения членов кружка, а также переводы с различных языков, включая греческий, латынь, персидский, арабский, английский, итальянский, немецкий и, реже, французский.

     На следующий год Одоевский вместе с поэтом Дмитрием Веневитиновым создал тайный кружок под названием «Общество любомудрия». Они отделились от «Общества друзей» Раича и мечтали создать новый универсальный язык и особую философию, которая могла бы примирить и гармонизировать всё. Они считали великосветское общество пошлым и грубым, а московское общество — похожим на фамусовское, как его изобразил Александр Грибоедов в своей комедии «Горе от ума».

     Почти все члены общества служили в Московском архиве Коллегии иностранных дел и назывались «архивными юношами». Они встречались по четвергам у Одоевского, который жил в маленькой квартире в доме своего двоюродного деда — князя Петра Ивановича Одоевского. Кроме того, Одоевский вместе с Вильгельмом Кюхельбекером начал выпускать альманах «Мнемозина». Деньги на издание предоставил их общий друг — Александр Грибоедов. Одоевский выступал на страницах альманаха как критик, автор философских эссе и переводчик. Журнал выходил раз в три месяца и был с интересом принят читателями, поэтому пришлось допечатывать тираж. В «Мнемозине» публиковались такие известные литераторы, как Александр Пушкин, Евгений Боратынский, Пётр Вяземский, Александр Грибоедов, Дмитрий Языков, Денис Давыдов и Александр Шаховской. Однако вышло всего четыре номера альманаха, после чего произошло восстание декабристов, и Кюхельбекер был арестован.Хочу такой сайт

      С закрытием журнала «Мнемозина» Одоевский начал публиковаться в «Московском телеграфе». Этот журнал был создан Николаем Полевым и задумывался как площадка для новой романтической литературы. Вяземский и Пушкин поддержали это начинание.

      Хотя Одоевский и Пушкин не были знакомы лично, они уважали друг друга. Их заочное знакомство началось не очень хорошо: Пушкину не понравилось, как Одоевский написал о Державине в одной из своих статей. Однако позже они стали сотрудничать, работая вместе над «Современником» в 1830-х годах.

1826 год стал переломным для Владимира Одоевского. Он был молод, беден и одинок. Его двоюродный брат Александр был на каторге, отношения с матерью были натянутыми, а «Общества любомудрия» больше не существовало. В это же время Одоевский отошёл от литературы и неожиданно для всех поступил на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел, где добился успеха.

Князь принимал участие в разработке нового устава, который был принят в 1828 году. Этот устав был более гибким, чем предыдущий. Цензура больше не диктовала авторам, что писать, её задачей стало предотвращение распространения вредных книг, но вмешиваться в ход развития общественной мысли она больше не должна была.

Одоевский был не только писателем, философом и музыкантом, но и филантропом. Он занимался созданием детских приютов и в 1838 году стал председателем опекунского комитета детских приютов. Он сделал много для общества, но не все его современники понимали и ценили его деятельность. Примером тому может служить ядовитое стихотворение Николая Некрасова «Филантроп», которое очень обидело князя.

В июле 1846 года Одоевский был назначен помощником директора Публичной библиотеки и заведующим Румянцевским музеем. Работа с книгами была знакома и приятна князю-библиофилу, так как с ноября 1828 по май 1839 года он служил библиотекарем Комитета иностранной цензуры. Его литературный и музыкальный архив после смерти попал именно в Румянцевский музей. В 1861 году материалы музея были перевезены в Москву, Одоевского уволили с должности заведующего, но назначили на должность в один из департаментов Правительствующего сената в Москве. 16 мая 1862 года он покинул Петербург, в котором я прожил более 35 лет, а затем переехал в Москву.

Владимир Одоевский ушёл из жизни 27 февраля 1869 года (по новому стилю – 11 марта). У него не осталось ни детей, ни какого-либо имущества. Но он оставил после себя богатое литературное и музыкальное наследие. В последние дни своей жизни он был поглощён мыслями о музыке. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.08.2024

Дата обновления: 13.08.2024

Дата публикации: 11.08.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».