«Все, что мы видим, это лишь маски, но сквозь маску, во всех делах и событиях можно разглядеть истинную суть.» Герман Мелвилл «Моби Дик, или Белый Кит»

01.08.2024

205 лет со дня рождения Германна Мелвилла


    Два века назад родился Герман Мелвилл (1819–1891), один из главных американских прозаиков XIX века, создатель  романа-аллегории «Моби Дик, или Белый Кит».

Герман Мелвилл родился 1 августа 1819 года в Нью-Йорке. Отец занимался галантерейной торговлей в Европе. Позднее выяснилось, что у отца были большие долги, он разорился и вскоре после банкротства скончался.

   Семья переехала в Олбани. Учась в академии, 12-летний Герман параллельно сменил немало занятий: работал клерком в банке, преподавал, трудился на ферме. Учёбу окончить не смог из-за материальных проблем.

     С 18 лет Герман плавал юнгой на пакетботе, затем некоторое время работал учителем; в 1841 году он отправился на китобойном судне «Акушнет» в Южные моря. Через полтора года из-за конфликта с боцманом Мелвилл сбежал с корабля около Маркизских островов и попал в плен к туземцам, затем был освобождён экипажем американского военного судна. После трёхлетних странствий вернулся на родину, чтобы заняться литературной деятельностью.

    Основанные на собственном опыте романы «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь» (самый популярный прижизненный роман, 1846) и «Ому: повесть о приключениях в Южных морях» (1847), сразу же принесли писателю славу. За увлекательными сюжетами стоит волновавшая не только Мелвилла проблема: можно ли, отказавшись от цивилизации, вернуться к природе?

    В 1849 году выходит в свет новый роман о плавании как философских поисках Абсолюта «Марди и путешествие туда», но первоначального успеха он не имел, хотя и был замечен. По мнению некоторых критиков «Марди» является своеобразным прологом к «Моби Дику», но более насыщенным и всеохватным.

  В следующих произведениях, по-прежнему отталкиваясь от личного опыта, Мелвилл стремится анализировать окружающую действительность и социальные отношения. Он пишет «Редбёрн: его первое странствие» (1849) и «Белый бушлат, или Мир военного корабля» (1850). В «Редбене» автор описывает будни матросов грузо - пассажирского корабля, не оставляя камня на камне от того, что называют «морской романтикой», а также рассказывает об истории, жизни, быте и нравах крупных портовых городов — Нью-Йорка и Ливерпуля. «Белый бушлат» изображает зло и жестокость на военном корабле, основой повествования о которых стали впечатления о службе на фрегате «Соединённые Штаты».

    Мелвилл отказывается от реалистических морских романов и создаёт свой главный шедевр «Моби Дик, или Белый кит» (1851). В «Моби Дике» Мелвилл рисует иррационализм социальных отношений и фантастически мрачную действительность, где господствует таинственный белый кит по имени Моби Дик, которого практически никто не видел, но который обнаруживает себя «результатами своих действий». Моби Дик властвует над всем, он согласно слухам вездесущ (возможно, он символизирует бога или дьявола).

    «Моби Дик» не был оценён большинством современников. После разгромной критики вышедшего спустя год романа «Пьер, или Двусмысленности» (1852), — где изображён молодой американский аристократ, оказавшийся заложником буквально понятых представлений о чести и благородстве, — Мелвилл стал публиковаться анонимно, печатая рассказы в журналах. Многие из них вошли в сборник «Рассказы на веранде» (1856). За год до этого вышел исторический роман «Израэль Поттер. Пятьдесят лет его изгнания» (1855) о забытом герое американской революции.Хочу такой сайт

    Последним романом Мелвилла был «Маскарад, или Искуситель» (1857) — язвительная сатира на человеческую доверчивость. Действие происходит на корабле «Фидель (дословно — несущий веру)», плывущем по Миссисипи. На борту корабля Сатана, появляясь под личинами альтруистов и энтузиастов, развлекает себя обманом пассажиров и мошенничеством. По мнению некоторых критиков и исследователей, этот роман, вернувшийся к западному читателю в начале 1920-х годов на растущей волне интереса к отмечаемому в англоязычных литературных кругах столетию Мелвилла и к его литературному наследию, стал импульсом к написанию Михаилом Булгаковым романа «Мастер и Маргарита».

      Деньги, принесённые в первую очередь произведениями раннего периода, ещё оставались, и в 1860-м Мелвилл совершил кругосветное путешествие. Однако с 1866-го по 1885-й он уже служил чиновником на таможне.

      Мелвилл перешёл к поэзии, выпустив поэтические сборники «Батальные сцены и разные стороны войны» (1865), «Джон Марр и другие моряки» (1888), «Тимолеон» (1891). В 1876 году вышла его поэма «Кларель» о паломничестве на Святую Землю. Это самая длинная поэма во всей литературе США, состоящая почти из 18 тысяч строк.

Умер он почти забытым. Только в анонимном некрологе написали об «исключительно одарённом авторе», который обладал «могучим поэтичным воображением».

    Его последнее произведение, повесть «Билли Бад, фор-марсовый матрос» (1891), осталась в рукописи и была опубликована только в 1924 году. Повесть о несвободе человека перед законами общественной жизни и природы вернула интерес к Мелвиллу. По мотивам «Билли Бада» Бенджамин Бриттен написал одну из лучших своих опер (1951).

    В 1920-х началось переосмысление Мелвилла, его признали классиком мировой литературы.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.08.2024

Дата обновления: 01.08.2024

Дата публикации: 01.08.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».